Экспертиза опыта

учителя информатики МБОУ «Школа №63»

Степновой Натальи Николаевны

 по теме «Формирование алгоритмического мышления как эффективный способ развития логики и

аналитических способностей обучающихся»»

 

  1. Актуальность педагогического опыта учителя.

Актуальность опыта заключается в создании системы конкретных педагогических действий, форм и приёмов, позволяющих учителю влиять на развитие логического мышления обучающихся; в разработке моделей учебных занятий с использованием эффективных современных технологий для развития умений и навыков обучающихся по предмету.

  1. Необходимость данного педагогического опыта обусловлена:
  • Социальным заказом общества, ставящего перед современным образованием задачу реализации образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
  • Введением ФГОС ООО, которые предполагают ориентацию на определённые планируемые результаты обучения и конкретизацию действий по их достижению, формирование мотивации к самостоятельному обучению и саморазвитию.
  1. Новизна.

Новизна представляемого опыта в том, что тема алгоритмизации  выступает в качестве механизма развития логики и аналитических способностей, а также мотивирования обучающихся   к изучению предмета.  Из всего разнообразия современных педагогических подходов учителем выбраны и разработаны наиболее оптимальные в рамках данной технологии, а также подробно расписаны практические шаги по их реализации.

Наиболее интересен механизм развития логического мышления, который позволяет новым образом взглянуть на урок информатики.  

Не менее важен опыт учителя в плане привития навыков самостоятельной работы, самообучения и саморазвития.

4.  Основные идеи и принципы.

Необходимо отметить, что учителем подробно и системно описано теоретическое обоснование опыта, даны все определения, использованные для построения практической деятельности (системный подход к построению образовательного процесса, алгоритм, алгоритмизация, логическое мышление, мотивированность обучения, творческая активность и другие)

В основу опыта положены классические педагогические принципы:

  • принцип гуманистической направленности
  • принцип связи с жизнью
  • принцип научности
  • принцип преемственности, последовательности и систематичности
  • принцип сознательности и активности
  • принцип доступности и посильности
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
  • принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития

Автор не просто констатирует их как теоретическую базу опыта, но и раскрывает практическую направленность.

Безусловно интересны основные подходы в обучении, которые конкретизируют вышеизложенные теоретические понятия и принципы:

  • Организация учебного процесса как интенсивная умственная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей.
  • Использование технологии сотрудничества, которая  оптимизирована для данного опыта работы.
  • Проектная методика, которая даёт возможность применить полученные знания на практике, учитывать способности и потребности каждого ученика, участвующего в разработке проекта.
  1. Основные направления работы.

Учитель определяет следующие основные направления работы, практически реализующие вышеизложенные принципы и подходы:

  1. В урочной деятельности:
  • Развитие алгоритмического, структурного, логического мышления;
  • Развитие навыков структуризации информации;
  • Развитие умения применения алгоритмов для решения широкого круга  задач;
  • Формирование устойчивого интереса к предмету путём решения задач прикладного характера и нестандартных задач физико-математического, естественного и гуманитарного циклов;
  • Формирование умения анализировать информацию и адаптировать её к алгоритму для использования в проектной деятельности;
  • Сочетание различных форм урока (беседа, практикум, проблемный урок, мультимедиаурок, групповая работа);
  • Использование обучающих игр на уроках как способа формирования положительного  эмоционального фона, повышения интереса к предмету в целом;
  • Использование  облачных технологий  в преподавании информатики и ИКТ;
  • Привитие информационной культуры
  1. Во внеурочной деятельности:

·          Проектная деятельность по приёмам и методам построения типовых; алгоритмов на примерах задач виртуальных лабораторий;

·          Работа в творческих группах над алгоритмически неразрешимыми задачами;

·          Расширение представления об  информационном обществе; информационных ресурсах;

·          Изучение  проблем защиты права личности, общества, государства в области информатизации;

·          Систематизация представления обучающихся о правовых нормах регулирования распространения информации;

·          Формирование умения качественно работать с информацией, соблюдая ответственность за действия в сети, а также умения защитить себя от негативных воздействий в сети.

  1. Результативность.

Данный педагогический опыт имеет  положительные результаты, которые представлены учителем в количественном и процентном выражении.

 Динамика результативности за несколько лет наглядно показана в диаграммах.

За период работы применяемая на практике технология позволила достичь среди учащихся 100% успеваемости по предмету и повысить качество знаний в среднем на 11,5%. Система работы учителя позволила повысить количество мотивированных обучающихся (положительно относящихся к предмету информатика и ИКТ в среднем на 13%). Отмечена положительная динамика количества обучающихся, активно участвующих в проектной деятельности от 75 до 95%. Данные представлены за последние 3 года (См. диаграммы ниже)

Также эффективность деятельности учителя подтверждают следующие результаты:

  1. Участие во Всероссийской образовательной акции «Час кода» 2014, 2015 год.
  2. Ежегодное участие во Всероссийском педагогическом марафоне учебных предметов в г. Москве
  3. Участие в конкурсе «КИТ» 2013 – 10 обучащихся, 2014 – 25 обучащихся, 2015 год – 30 обучащихся
  4. Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике,   Новосадов Дмитрий  -  3 место, 2012 год.
  5. X городской открытый фестиваль компьютерных знаний «Компьютерный Ас» Погодин Андрей 11 класс – 2 место, 2012 год.
  6. XII Открытый конкурс по программированию «В Содружестве с компьютером», Ситник Ирина 10 класс – 3 место, 2013 год.
  7. Участие в интеллектуальной игре «Брейн – ринг», посвященной ежегодному дню информатики в Рязанском филиале МЭСИ – Кузнецова Надежда, победитель 1 тура, 2014 год
  8. Участие в семинаре «Новые подходы к организации образовательного процесса по курсу Л.Л. Босовой «Информатика. 5 – 11 классы» в соответствии с требованиями ФГОС», 2014 год.
  9. Эксперт ТППК при проведении ГИА в 9-х классах по информатике и английскому языку, 2015-16 года.
  10. Участие в работе сетевой школе НИЯУ МИФИ (договор с МИФИ)

 

 

 

 

 

Динамика успеваемости и качества знаний по информатике и ИКТ

в 6-х классах

 

 

Динамика успеваемости и качества знаний по информатике и ИКТ

в 10Б классе

 

 

 

Динамика успеваемости и качества знаний по информатике и ИКТ

в 11Б классе

 

 

Динамика положительного отношения к изучению предмета

информатика и ИКТ (5-11 класс)

 

 

 

 

  1. Распространение опыта, 2013-16 г.г.
  • 3 мастер – класса в рамках российской стажировочной площадки «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» по теме: «Роль современного компьютерного оборудования в обеспечении комфортной и здоровьесохраняющей деятельности учителя и учащегося на уроках» (2013-14 г.г.)
  • Выступление на городском семинаре для классных руководителей «Креативная ориентация образования» (2016 г.)
  • Участие в городском интернет-педсовете «Обновление деятельности учителя в соответствии с ФГОС», 2016 год
  • Руководство педагогической практикой студентов РГУ им. С.А. Есенина, 2013-15 года.
  • Открытые уроки в рамках школьных предметных недель по темам «Реляционные базы данных» 11 класс; «Архитектура компьютера» 5 класс; «Решение логических задач методом рассуждений» 10 класс. (2013-15 г.г.)
  • Публикация «Развитие алгоритмического и аналитического мышления на уроках информатики и ИКТ», образовательный  сайт «Методисты.ru»