Экспертиза опыта
учителя информатики МБОУ «Школа №63»
Степновой Натальи Николаевны
по теме «Формирование алгоритмического мышления как эффективный способ развития логики и
аналитических способностей обучающихся»»
- Актуальность педагогического опыта учителя.
Актуальность опыта заключается в создании системы конкретных педагогических действий, форм и приёмов, позволяющих учителю влиять на развитие логического мышления обучающихся; в разработке моделей учебных занятий с использованием эффективных современных технологий для развития умений и навыков обучающихся по предмету.
- Необходимость данного педагогического опыта обусловлена:
- Социальным заказом общества, ставящего перед современным образованием задачу реализации образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
- Введением ФГОС ООО, которые предполагают ориентацию на определённые планируемые результаты обучения и конкретизацию действий по их достижению, формирование мотивации к самостоятельному обучению и саморазвитию.
- Новизна.
Новизна представляемого опыта в том, что тема алгоритмизации выступает в качестве механизма развития логики и аналитических способностей, а также мотивирования обучающихся к изучению предмета. Из всего разнообразия современных педагогических подходов учителем выбраны и разработаны наиболее оптимальные в рамках данной технологии, а также подробно расписаны практические шаги по их реализации.
Наиболее интересен механизм развития логического мышления, который позволяет новым образом взглянуть на урок информатики.
Не менее важен опыт учителя в плане привития навыков самостоятельной работы, самообучения и саморазвития.
4. Основные идеи и принципы.
Необходимо отметить, что учителем подробно и системно описано теоретическое обоснование опыта, даны все определения, использованные для построения практической деятельности (системный подход к построению образовательного процесса, алгоритм, алгоритмизация, логическое мышление, мотивированность обучения, творческая активность и другие)
В основу опыта положены классические педагогические принципы:
- принцип гуманистической направленности
- принцип связи с жизнью
- принцип научности
- принцип преемственности, последовательности и систематичности
- принцип сознательности и активности
- принцип доступности и посильности
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
- принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития
Автор не просто констатирует их как теоретическую базу опыта, но и раскрывает практическую направленность.
Безусловно интересны основные подходы в обучении, которые конкретизируют вышеизложенные теоретические понятия и принципы:
- Организация учебного процесса как интенсивная умственная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей.
- Использование технологии сотрудничества, которая оптимизирована для данного опыта работы.
- Проектная методика, которая даёт возможность применить полученные знания на практике, учитывать способности и потребности каждого ученика, участвующего в разработке проекта.
- Основные направления работы.
Учитель определяет следующие основные направления работы, практически реализующие вышеизложенные принципы и подходы:
- В урочной деятельности:
- Развитие алгоритмического, структурного, логического мышления;
- Развитие навыков структуризации информации;
- Развитие умения применения алгоритмов для решения широкого круга задач;
- Формирование устойчивого интереса к предмету путём решения задач прикладного характера и нестандартных задач физико-математического, естественного и гуманитарного циклов;
- Формирование умения анализировать информацию и адаптировать её к алгоритму для использования в проектной деятельности;
- Сочетание различных форм урока (беседа, практикум, проблемный урок, мультимедиаурок, групповая работа);
- Использование обучающих игр на уроках как способа формирования положительного эмоционального фона, повышения интереса к предмету в целом;
- Использование облачных технологий в преподавании информатики и ИКТ;
- Привитие информационной культуры
- Во внеурочной деятельности:
· Проектная деятельность по приёмам и методам построения типовых; алгоритмов на примерах задач виртуальных лабораторий;
· Работа в творческих группах над алгоритмически неразрешимыми задачами;
· Расширение представления об информационном обществе; информационных ресурсах;
· Изучение проблем защиты права личности, общества, государства в области информатизации;
· Систематизация представления обучающихся о правовых нормах регулирования распространения информации;
· Формирование умения качественно работать с информацией, соблюдая ответственность за действия в сети, а также умения защитить себя от негативных воздействий в сети.
- Результативность.
Данный педагогический опыт имеет положительные результаты, которые представлены учителем в количественном и процентном выражении.
Динамика результативности за несколько лет наглядно показана в диаграммах.
За период работы применяемая на практике технология позволила достичь среди учащихся 100% успеваемости по предмету и повысить качество знаний в среднем на 11,5%. Система работы учителя позволила повысить количество мотивированных обучающихся (положительно относящихся к предмету информатика и ИКТ в среднем на 13%). Отмечена положительная динамика количества обучающихся, активно участвующих в проектной деятельности от 75 до 95%. Данные представлены за последние 3 года (См. диаграммы ниже)
Также эффективность деятельности учителя подтверждают следующие результаты:
- Участие во Всероссийской образовательной акции «Час кода» 2014, 2015 год.
- Ежегодное участие во Всероссийском педагогическом марафоне учебных предметов в г. Москве
- Участие в конкурсе «КИТ» 2013 – 10 обучащихся, 2014 – 25 обучащихся, 2015 год – 30 обучащихся
- Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике, Новосадов Дмитрий - 3 место, 2012 год.
- X городской открытый фестиваль компьютерных знаний «Компьютерный Ас» Погодин Андрей 11 класс – 2 место, 2012 год.
- XII Открытый конкурс по программированию «В Содружестве с компьютером», Ситник Ирина 10 класс – 3 место, 2013 год.
- Участие в интеллектуальной игре «Брейн – ринг», посвященной ежегодному дню информатики в Рязанском филиале МЭСИ – Кузнецова Надежда, победитель 1 тура, 2014 год
- Участие в семинаре «Новые подходы к организации образовательного процесса по курсу Л.Л. Босовой «Информатика. 5 – 11 классы» в соответствии с требованиями ФГОС», 2014 год.
- Эксперт ТППК при проведении ГИА в 9-х классах по информатике и английскому языку, 2015-16 года.
- Участие в работе сетевой школе НИЯУ МИФИ (договор с МИФИ)
Динамика успеваемости и качества знаний по информатике и ИКТ
в 6-х классах
Динамика успеваемости и качества знаний по информатике и ИКТ
в 10Б классе
Динамика успеваемости и качества знаний по информатике и ИКТ
в 11Б классе
Динамика положительного отношения к изучению предмета
информатика и ИКТ (5-11 класс)
- Распространение опыта, 2013-16 г.г.
- 3 мастер – класса в рамках российской стажировочной площадки «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» по теме: «Роль современного компьютерного оборудования в обеспечении комфортной и здоровьесохраняющей деятельности учителя и учащегося на уроках» (2013-14 г.г.)
- Выступление на городском семинаре для классных руководителей «Креативная ориентация образования» (2016 г.)
- Участие в городском интернет-педсовете «Обновление деятельности учителя в соответствии с ФГОС», 2016 год
- Руководство педагогической практикой студентов РГУ им. С.А. Есенина, 2013-15 года.
- Открытые уроки в рамках школьных предметных недель по темам «Реляционные базы данных» 11 класс; «Архитектура компьютера» 5 класс; «Решение логических задач методом рассуждений» 10 класс. (2013-15 г.г.)
- Публикация «Развитие алгоритмического и аналитического мышления на уроках информатики и ИКТ», образовательный сайт «Методисты.ru»